Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году — таблица, гк рф

Важная часть современной рыночной экономики – грузоперевозки. Услугами перевозчиков пользуются как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях компании могут осуществлять перевозки при помощи собственных ресурсов.

Юридические лица, не имеющие таких возможностей, обращаются к экспедиторам. В связи с этим, необходимо дать ответ на вопросы: что такое договор транспортной экспедиции и договор перевозки (отличия и общие моменты этих документов), каковы обязанности экспедиторов, что будет, если нарушить их?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону


+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
 

Это быстро и бесплатно!

Различия между договорами

Перевозка и транспортная экспедиция – разные понятия. Под перевозкой подразумевается простая доставка груза из одного пункта в другой. При этом лицо, которому этот груз принадлежит, само занимается погрузкой груза, подбором подходящего транспортного средства, составлением маршрута и всеми другими нюансами, связанными с этой сферой.

Поскольку не всегда подобное удается реализовать самостоятельно, на рынке действует большое количество логистических компаний, которые предоставляют услуги транспортной экспедиции.

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году - таблица, ГК РФ

Если юридическое лицо обратится в одну из таких фирм, ее сотрудники сами подготовят транспорт, погрузят груз, определят подходящий маршрут.

То есть, компания, обладающая грузом, освобождается от всех действий, которые необходимо выполнить до и после перевозки. В каждом из этих случаев нужно заключать специальный договор. Между договорами экспедиции и перевозки есть несколько существенных различий. Так, можно выделить следующие отличия:

  1. Действия, связанные с транспортировкой, в законодательстве обозначаются перевозкой. Все другие процедуры относятся к понятию «транспортная экспедиция».
  2. Первый документ (перевозка) начинает действовать только после получения груза. Вторая бумага действует с момента подписания.
  3. В случае с перевозкой, в подписании договора принимают участие два лица, в случае с транспортной экспедицией – три.

Это все существенные различия между этими документами. Специалисты обращают внимание на взаимосвязь между договорами. В обоих случаях главной целью заключения документа является доставка груза в конкретный пункт. Разница заключается в объеме работ, которые должен выполнить посредник.

Особенности

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году - таблица, ГК РФ

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В соответствии с ней, сторонами отношений, возникающих после подписания документа, являются:

  • заказчик (лицо, получающее груз, или отправляющее его);
  • экспедитор (сторона, ответственная за действия, связанные с перемещением груза).

Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В то же время, экспедиторской деятельностью могут заниматься только компании (то есть, юридические лица).

Важно! В договоре можно прописать обязанности экспедитора, пункт отправки и доставки, другие нюансы.

Бумага составляется только в письменной форме. Поскольку в некоторых случаях экспедитор может представлять интересы заказчика, к ней может прилагаться поручение. По договорам транспортной экспедиции предусматривается перевозка груза, экспедитор выступает посредником. Третье лицо (непосредственный перевозчик) – исполнителем.

Сроки

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году - таблица, ГК РФ

Стороны сами определяют порядок оплаты в заключенных договорах. В документе необходимо прописать, какой именно размер вознаграждения, и когда оно будет выплачено. К примеру, можно прописать условие о предоставлении средств на протяжении пяти календарных дней после получения от экспедитора документов, свидетельствующих о сумме расходов.

Также рекомендуется прописать возможность компенсации непредвиденных расходов. Способ передачи средств также регулируется сторонами. Деньги можно передать лично либо перевести на счет экспедитора. Все эти нюансы необходимо упомянуть в документе.

Договором регулируются права и обязанности сторон, а также перечень услуг, предоставляемых экспедитором. В этой части необходимо прописать все работы, которые будет выполнять посредник, с условием возможности проверки качества их выполнения. Важная часть документа – порядок отправки и приема груза.

Структура

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году - таблица, ГК РФ

Договор транспортной экспедиции состоит из нескольких информационных блоков. В первую очередь прописываются полные названия всех участников сделки. Далее рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  1. Прописать предмет документа.
  2. Определить срок его действия.
  3. Указать, какие имеет права каждая из сторон, и какие на них возложены обязанности.
  4. Если к бумаге прилагается поручение, указать на это.
  5. Прописать порядок передачи груза.
  6. Установить вознаграждение, которое будет получено экспедитором.
  7. Определить ответственность сторон за нарушение условий.
  8. Указать на возможность расторжения документа.
  9. Нелишним будет прописать механизм разрешения возникающих споров, порядок действий в случае наступления чрезвычайных обстоятельств.

Скачать образец договора транспортной экспедиции.

Важно! Следует заранее урегулировать все нюансы, связанные с выполнением транспортировки груза.

В конце документа составляются полные реквизиты обоих компаний (ИИН, расчетные счета и т. д.), проставляется дата и подпись. Если к документу прикрепляются дополнительные бумаги, в нем должны быть указания на них.

Обязанности экспедитора

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2020 году - таблица, ГК РФ

Непосредственные обязанности экспедитора могут определяться договором, который он заключает с заказчиком. Между тем, полный спектр услуг несколько ограничен. Посредник может:

  1. Осуществлять прохождение груза через таможню.
  2. Оформлять документы от имени заказчика.
  3. Сопровождать груз, проверять его количество/состояние, оснащать его бирками, наносить маркировку.
  4. Заключать контракты с перевозчиками, действуя от имени своего клиента.
  5. Вносить провозные сборы.

Экспедитор может одновременно выступать в качестве перевозчика.

Российское законодательство не запрещает смешивание этих двух бумаг. На посредника возлагается обязанность доставить предметы в целостности и сохранности в означенное время.

Последствия нарушений

Стороны вправе прописать штрафные санкции, которые вступят в силу при нарушении условий документа одной из сторон. При потере груза или нанесения ему повреждений, экспедитор обязуется возместить ущерб. Если груз был поврежден по вине перевозчика, экспедитор отвечает перед заказчиком в той же мере, в какой отвечает перевозчик перед экспедитором.

В бумаге также можно прописать порядок разбирательств. Нелишним будет, к примеру, указать на возможность досудебного разбирательства. Для этого необходимо прописать порядок подачи письменной претензии.

Заключение

Таким образом, за транспортировку груза могут отвечать как экспедиторы, так и перевозчики.

В чем разница между этими понятиями? Перевозчик только доставляет груз, а экспедитор отвечает за все нюансы, которые связаны с доставкой (выбор маршрута, авто, погрузка и разгрузка).

В любом случае перед транспортировкой заключается договор, в котором следует прописать все нюансы предстоящей операции.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 

+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28

 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/obrazets-dogovora-transportnoj-ekspeditsii.html

Особенности договора транспортной экспедиции



Согласно ч. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Значимость и востребованность данного договора отмечается тем, что перевозка грузов считается весьма необходимым элементом в экономической, торговой и международной сфере. Основной задачей является сохранность груза, качество самой перевозки, в части скорости передвижения, сумма денежных расходов, используемые транспортные средства и иное.

В раде случаем грузоотправителям целесообразно заключать именно договор транспортной экспедиции. Это связано с тем, что данные действия осуществляет организация, которая специализируется в соответствующей области предоставления услуг.

Такую специализацию, в частности, можно отметить в наработанных и слаженных связях с представителями того или иного транспорта, подборке определенного, предназначенного для перевозок грузов, технических средств, включая транспортной средство.

Помимо ГК РФ, деятельность по предоставлению данной услуги регламентирована Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Следовательно, уже можно сделать вывод, что одной из особенностью договора транспортной экспедиции является его цель — предоставление посреднических услуг по договору перевозки.

Немало важно, что не стоит приравнивать данный договор с договором перевозки, так как сам факт перевозки не является основой деятельности экспедитора.

Если организация возложила на себя не только организацию перевозки, но и саму перевозку, то тогда ее отношения с грузоотправителем будет регулировать смешанный договор.

Следующий, и немало важный факт, стоит отметить, что договор транспортной экспедиции должен быть оформлен в письменной форме, иначе он будет признан недействительным. Закон не обязывает стороны в заключение договора в виде единого документа, однако это может обеспечить подробную проработку всех условий оказания данной услуги.

Законодатель, как особенность договора транспортной экспедиции, так же отметил возможность экспедитора не только самостоятельно выполнить возложенную на него обязанность, но и привлекать других лиц в оказании ими помощи в исполнении перевозки.

Экспедитор, в целом, наделен большой совокупностью прав и обязанностей, среди которой можно выделить право экспедитора приобрести себе в распоряжение перевозимый груз до получения вознаграждения и расходов, связанных с этим удержанием.

Особенностью также можно отметить то, что стороны предъявляют друг другу определенный перечень документов. Например, экспедитор предоставляет оригиналы договоров, а также экспедиторские документы (описание услуги, данный об экспедиторе или перевозчике). Клиент в данной ситуации обязан передать документы, которые содержали сведения о грузе, его свойствах, каковы особые условия перевозки.

Правилами транспортной экспедиции, утвержденные Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» в пункте 5 установлено, что экспедиторскими документами являются:

  • 1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • 2) экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • 3) складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
  • Говоря об информации, которую должен предоставить клиент о грузе, то к ней относятся:
  • – точное наименование;
  • – количество
  • – качественные характеристики, требующие особых условий перевозки;
  • – наименование и местонахождение грузоотправителя и грузополучателя.

Поскольку это договорные отношения, то стороны имеют право отказаться от реализации договора транспортной экспедиции, при этом, в обязательном порядке в определенный срок предупредить другую сторону. В таком случае, сторона, заявившая об отказе, должна обеспечить возмещение убытков, которые возникли в силу отказа.

Одним из условий договора является срок транспортной экспедиции, в который должна быть оказана услуга.

Еще одной особенностью можно выделить возможность осуществления экспедиторских услуг при перевозке грузов в международном сообщении.

За нарушение условий данного договора, у экспедитора есть определенная ответственность перед клиентом, возникающая в виде определенной денежной суммы, которая зависит от того, что именно произошло с грузом. В частности, ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» закрепляет следующие размеры:

  1. 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  2. 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  3. 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  4. 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Читайте также:  Заявление на удержание из заработной платы в 2020 году - образец, алиментных выплат, оплату жкх услуг

В случае обнаружении недостаче или порче груза, необходимо незамедлительно сообщить об этом иным субъектам данных правоотношений. Лучше всего это сделать именно в момент приемки груза.

Если такого уведомления от грузополучателя, с указанием на общий характер возникшей проблемы, то считается, что данный груз был получен в соответствующем качестве и сохранности.

Также, стоит отметить, что если такие повреждения не могли быть замечены в момент приема груза, то грузополучатель должен уведомить экспедитора в течение 30 дней со дня принятия груза об этом.

Экспедитор, в свою очередь, может доказать, что если, возникшие проблемы и нарушения выполнения обязательства, являются последствиями ненадлежащего исполнения условий договора перевозки, то его ответственность перед клиентом регламентируется теми правилами, что и применимы при ответственности перевозчика перед экспедитором.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является необходимым элементов в сфере торгового оборота и развития экономической деятельности, как государства, так и частных лиц. Значимость также можно заметить в том, что правила предоставления услуг по данному договору определены законодателем в отдельном нормативно-правовом акте.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N14-ФЗ (часть 2). Глава 41.
  2. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности
  3. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 413 (авторы соответствующей главы Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов).
  4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2. Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 67–68 (автор соответствующей главы — Г. П. Савичев).
  5. Гражданское право: учебник / под ред. В. В. Залесского. М., 1998. Ч. 2. Обязательственное право. С. 333
  6. Витрянский В. В. Договор транспортной экспедиции. С. 33;
  7. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 438–439.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная экспедиция, экспедитор, объявление ценности, объявленная ценность, транспортно-экспедиционная деятельность, стоимость груза, перевозка грузов, договор, особое условие перевозки, договор перевозки.

Источник: https://moluch.ru/archive/206/50372/

Существенные условия договора транспортной экспедиции

  • Договор транспортной экспедиции – это документ, в котором оговариваются условия перевозки грузов, права и обязанности сторон в письменной форме.
  • Правильно и грамотно составленный договор позволит избежать различных проблем при транспортировке грузов, а также защитит права сторон.
  • Существенные условия договора транспортной экспедиции

Ответственные стороны – это экспедитор и клиент. Экспедиторы — это юридические или физические лица, имеющие специальные лицензии, чтобы осуществлять транспортно-экспедиционные услуги.

Клиент – это также юридическое или физическое лицо (ИП).

  1. В условиях договора транспортной экспедиции сказано, что одна сторона (это экспедитор) обязана организовать и выполнить транспортные услуги за определенное денежное  вознаграждение, за счет другой стороны (клиента).
  2. В содержание такого договора включен весь перечень услуг по транспортировке, которые обязан выполнить экспедитор. 
  3. Форма договора

Подтверждением экспедиции также может выступать специальная транспортная накладная. Накладная доказывает наличие договора. Но как обычно бывает, в накладной не указывается экспедитор, поэтому он должен заранее подготовить все документы, чтобы можно было подтвердить, что есть договоренности между заказчиком. В документе нужно указывать дату и время привоза груза. 

В отличие от договора о перевозке, форма договора транспортной экспедиции подразумевает передачу всей ответственности только экспедитору.

В условиях транспортного договора может быть заключение поручения на долгосрочной основе, а также на разовое обслуживание. Когда клиент передает всю ответственность экспедитору, он должен предоставить все данные для выполнения поручения.

В образце договора транспортной экспедиции могут быть такие условия:

  • Подготовка груза (сортировка груза, затаривание, пакетирование, определение массы).
  • Организация перевозки грузов подходящим видом транспорта.
  • Погрузочные или разгрузочные работы (предоставление необходимого оборудования для перевалки груза, увязки и покрытия).
  • Сопровождение грузов на таможне.
  • Консолидация или деконсолидация груза.
  • Оформление сопроводительных документов и перевозочных.
  • Оформление страхового договора.
  • Обеспечение полной сохранности груза.
  • Выбор маршрута и согласование.
  • Проверка численности груза, состояния груза, его массы.
  • Покрытие транспортных расходов, оплата пошлины, сборов и т.д.
  • Прием грузов в пункте прибытия.
  • Консультация о составлении форм договора экспедиции (условия и организация).
  • Другие услуги по транспортировке.

В случаях неисполнения или неправильного исполнения обязанностей всю ответственность несет экспедитор. Даже в случае конфликта, экспедитор будет нести повышенную ответственность, в сравнение с перевозчиком, возмещая заказчику весь убыток.

Экспедитор обязан покрыть убытки, если груз пострадал из-за его действий или бездействия.

Образец транспортно-экспедиционного договора имеет форму, которая утверждена международными организациями, специализирующимися в данной отрасли.

Источник: https://pravobez.ru/articles/suschestvennye-usloviya-dogovora-transportnoy-ekspedicii.html

Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции (Москаленко Алина, Юрист Транспортной компании ТОО «Omega Stroy Group»)

  • Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции
  • Москаленко Алина
  • Юрист
  • Транспортной компании
  • ТОО «Omega Stroy Group»
  • Термин «логистика» ранее был известен лишь небольшому кругу специалистов в этой области, но со временем это понятие приобрело более широкое распространение.

В наиболее развитых государствах логистика представляет собой достаточно прибыльный сегмент экономики. В среднем мировой транспортный рынок оценивается приблизительно в $3 триллиона, что составляет почти 7% от мирового ВВП. В Ирландии этот показатель составляет 14,2%, а в Германии 13%.

В целях развития и контроля дейтельности в сфере логистики, каждое государство регулирует логистику на законодательном уровне. В гражданском кодексе многих стран установлены основные нормы в сфере транспорта, и Казахстан не исключение.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее — «ГК РК») логистика контролируется двумя основными главами: главой 34 определены понятия, требования, права и обязанности сторон договора перевозки, а транспортная экспедиция была выделена законодателем в отдельную главу 35 вышеуказанного кодекса.

В данной статье будут рассмотрены основные отличия договора перевозки от транспортной экспедиции и их взаимосвязь.

ГК РК содержит определение договора перевозки груза, которое состоит в следующем: по договору перевозки груза, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иными документами на груз, предусмотренными законодательными актами о транспорте. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки.

В то же время, согласно статье 708 ГК РК, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Таким образом, одним из отличительных признаков вышеуказанных договоров являются заключающие их лица: правоотношения по договору перевозки, как правило, возникают между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией, которая будет перевозить груз в пункт назначения, в то время как договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и любым заинтересованным в услугах экспедитора лицом.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, страхование груза, а также выполнение иных операций и услуг. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки. По договору перевозки грузов такими широкими полномочиями перевозчик, как правило, не обладает, ибо в нем фиксируются вид транспорта и иные условия доставки, а сопутствующие перевозке формальности зачастую отнесены к бремени грузоотправителя.

В договоре перевозки стороны именуются, как «перевозчик» и «грузоотправитель» или «заказчик», а в договоре транспортной экспедиции — «экспедитор» и «клиент».

Представление услуг по перевозке опасных грузов, багажа, крупногабаритных грузов, речным, морским, автомобильным, железнодорожным видами транспорта подлежит лицензированию. При осуществлении экспедирования законодательством Казахстана лицензирование не предусмотрено.

Кроме того, статья 706 ГК РК устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в порядке, предусмотренном законодательными актами.

При этом, необходимо отметить особый срок исковой давности по договорам перевозки: в отличие от общего срока давности в три года, по договорам перевозки данный срок составляет один год.

В договоре транспортной экспедиции подобный особый срок исковой давности не установлен, и применяется общий трехлетний срок.

Многие правоведы и юристы высказывают свое мнение касательно договоров перевозки и транспортной экспедиции, их взаимосвязи и отличиях. Так, Г.П.

Савичев о договоре транспортной экспедиции пишет: «Сам по себе договор транспортной экспедиции, лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств».

В современной юридической литературе также можно встретить мнение, о том, что перевозчик может исполнять обязанности экспедитора лишь в отношении другого перевозчика. В.Т.

Смирнов считает, что отношения между перевозчиком и экспедитором могут складываться двумя способами: 1) когда перевозчик выступает в роли экспедитора по отношению к другому лицу; 2) когда перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке и в данном случае, экспедиция смешивается с перевозкой, имея одинаковый субъектный состав.

Читайте также:  Срок подачи кассационной жалобы в арбитражном процессе в 2020 году - в верховном суде, восстановить

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки можно проследить и в том, что порой обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

В Советском союзе экспедиционная деятельность не была регламентирована законодательно, за исключением гражданских кодексов нескольких республик. Так, Гражданский кодекс Казахской ССР (ст. 177) содержал перечень фактических действий, осуществляемых экспедитором. Однако, такой вид перевозки, как автоперевозка, в данном кодексе отсутствовал.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года также не упоминалось об автомобильных перевозках.

Как отмечалось в литературе: «все это говорит об устойчивом непринятии законодателем автоперевозки в качестве фактической услуги в составе транспортной экспедиции.

Единственное обоснование этого то, что включение в предмет договора транспортной экспедиции автомобильной перевозки ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности».

Сравнивая гражданское законодательство разных стран, М.К. Александров-Дольник и Г.

Тулеугалиев отмечали, во Франции при экспедиционном обслуживании применяется перевозка грузов от склада грузоотправителя до склада получателя (le transport de domicile а domicile), без участия посредников, путем расширения обязанностей железных дорог.

В законодательстве Соединенных Штатов Америки договор экспедиции рассматривается как агентский договор, однако на практике, экспедитора рассматривают как «общего» или «генерального» перевозчика, следовательно, на него возлагают полную ответственность за груз.

В.В.

Витрянский отмечает, что существует «исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом». И ведь действительно, в настоящее время экспедиционная деятельность не может быть связана исключительно с понятием вспомогательной деятельности на транспорте.

В заключение хотелось бы отметить, что транспортная экспедиция не может осуществляться без перевозки. Однако, это не означает, что договор транспортной экспедиции является вспомогательным (дополнительным) договором. Целью транспортной экспедиции является организация перевозки груза.

С точки зрения экономики, перевозку можно представить как основное содержание процесса транспортировки, а транспортную экспедицию — как форму процесса транспортировки.

С юридической же стороны, несмотря на наличие противоречивых мнений о природе и взаимосвязи рассматриваемых договоров, думается, что правильным будет считать договор перевозки и договор транспортной экспедиции двумя независимыми договорами.

Источник: https://www.zakon.kz/4885330-otlichiya-i-vzaimosvyaz-dogovorov.html

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Комментарий к статье Судебная практика Комментарии

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции.

Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза.

Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента).

На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

— обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

— обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

— обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

К числу прав экспедитора относятся:

— право на вознаграждение;

— право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

  • — право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;
  • — право на удержание груза до уплаты вознаграждения.
  • С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:
  • — обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;
  • — обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.
  • К числу прав клиента относятся:
  • — право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • — право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • — право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

3. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией.

Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.

2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

  1. 4. Применимое законодательство:
  2. — КВВТ РФ;
  3. — КТМ РФ;
  4. — УАТиНГЭТ;
  5. — УЖТ РФ;

— ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

Источник: https://Kodeks-GK.ru/razdel-iv/glava-41/statya-801.html

В законе не поименован такой вид договора, как оказание транспортных услуг. так называют на практике разные договоры, в том числе перевозки, транспортной экспедиции, аренды тс с экипажем, фрахтования, организации перевозок, возмездного оказания услуг. эти договоры отличаются прежде всего предметом. если по договору лицо доставляет груз, то это перевозка независимо от терминов, использованных в тексте договора. у иных транспортных договоров другой предмет, например, у договора транспортной экспедиции — услуги, связанные с перевозкой. однако учтите, что часто договоры бывают смешанными и суды могут квалифицировать их по-разному. от квалификации будет зависеть регулирование ваших отношений

По договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение.

Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Читайте также:  Заявление за свой счёт на один день в 2020 году - образец, по семейным обстоятельствам

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Отличия договора перевозки от договоров об оказании иных услуг в сфере транспорта

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Источник: https://urist7.ru/grazhdanskoe-pravo/chem-otlichaetsya-dogovor-perevozki-ot-dogovora-ob-okazanii-transportnyx-uslug.html

Различие договора транспортной экспедиции от договора перевозки

1. Достаточно тяжело описать все различия договора транспортной экспедиции от договоров перевозки, так как они регулируются разными Главами ГК РФ – Глава 40 Перевозка, Глава 41 – транспортная экспедиция.

Заключение договора транспортной экспедиции подразумевает, что на исполнителя (экспедитора) возлагаются более широкие обязанности.

Например, клиент может потребовать от экспедитора организовать перевозку по конкретному маршруту, взять на себя оформление товаросопроводительных документов, обеспечить сохранность груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т. п. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Кроме того, у экспедитора есть свой обязательный состав оформляемых документов. Неотъемлемой частью такого договора являются экспедиторские документы (п. 8, 12 и13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554).Приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23 утверждены Порядок оформления и формы экспедиторских документов:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Услуги в рамках транспортной экспедиции не подпадают под ЕНВД. Подробнее в пункте 1 ответа

2. п. 2 ст. 346.28 НК РФ

  • 3. Да, можно перенести на последующие налоговые периоды в течение 3 лет с момента возникновения права на вычет за исключением счетов-фактур:
  • – полученных при приобретении основных средств, нематериальных активов и оборудования к установке; – составленных налоговыми агентами;
  • – выставленных продавцами на суммы полученных авансов.
  • Обоснование

1. Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке грузов в рамках договора транспортной экспедиции. Организация занимается автоперевозками и имеет в своем распоряжении менее 20 транспортных средств

Нет, не подпадает.

По мнению Минфина России, с деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом ЕНВД можно платить только в том случае, если эти услуги оказываются на основании договоров перевозки (письмо от 2 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/541). Свою позицию финансовое ведомство аргументирует следующим образом.

По договору перевозки исполнитель (перевозчик) обязан лишь доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора транспортной экспедиции подразумевает, что на исполнителя (экспедитора) возлагаются более широкие обязанности.

Например, клиент может потребовать от экспедитора организовать перевозку по конкретному маршруту, взять на себя оформление товаросопроводительных документов, обеспечить сохранность груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т. п. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Такие услуги выходят за рамки деятельности, указанной в подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Они не облагаютсяЕНВД и подпадают под другие системы налогообложения.

Таким образом, если наряду с деятельностью по договорам перевозки организация ведет деятельность по договорам транспортной экспедиции, она обязана обеспечить раздельный учет доходов, расходов и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). С доходов, полученных от реализации услуг по договорамтранспортной экспедиции, налоги нужно платить либо по общей, либо по упрощенной системе налогообложения.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2013 г. № А78-7493/2012,Дальневосточного округа от 28 июня 2013 г. № Ф03-2306/2013, Поволжского округа от 18 июня 2013 г. № А65-22025/2012 и от 14 марта 2006 г. № А12-26964/04-С21).

2. Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Кто может применять ЕНВД

С 2013 года организации (предприниматели) могут применять ЕНВД в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

  1. 3. Из рекомендации
  2. Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
  3. Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде

Да, можно. С 1 января 2015 года этот вопрос перестал быть спорным.

Покупатель (заказчик) вправе принять к вычету предъявленную ему сумму НДС в течение трех лет после того, кактовары, работы или услуги были приняты к учету. Трехлетний срок отсчитывайте с момента, когда активы были оприходованы. А вычет можно заявить до конца квартала, в котором этот срок истек.

Например, если товары были приняты к учету 23 июня 2015 года, то право на вычет НДС по этим товарам сохраняется за покупателем до 30 июня 2018 года (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). То есть последней декларацией, в которой сумму вычета можно заявить к возмещению из бюджета, будет декларация за II квартал 2018 года. Такие разъяснения дает Минфин России в письме от 12 мая 2015 г. № 03-07-11/27161.

  • В течение трех лет на основании одного и того же счета-фактуры НДС можно принимать к вычету по частям, то есть в разных кварталах. Исключение составляют счета-фактуры: – полученные при приобретении основных средств, нематериальных активов и оборудования к установке; – составленные налоговыми агентами;
  • – выставленные продавцами на суммы полученных авансов.
  • По таким счетам-фактурам входной НДС принимайте к вычету единовременно в том квартале, когда для этого выполнены все необходимые условия.

Такой порядок следует из положений абзаца 1 пункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письмах Минфина России от 9 апреля 2015 г. № 03-07-11/20290 и № 03-07-11/20293.

Важно: нормы пункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вступили в силу с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ). Поскольку никаких переходных положений в этой части статья 4 Закона от 29 ноября 2014 г.

№ 382-ФЗ не содержит, применять новые правила можно лишь с I квартала 2015 года. Но переносить на будущее можно и те вычеты, право на которые возникло у покупателя до 1 января 2015 года.

Например, в любом налоговом периоде 2015 года можно принять к вычету НДС, предъявленный в 2013 году.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 августа 2015 г. № 03-07-11/45515.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/123936-razlichie-dogovora-transportnoy-ekspeditsii-ot-dogovora-perevozki

Ссылка на основную публикацию